«Нырять в прорубь на Крещение — это просто традиция. Не стоит искать в ней религиозный смысл» — комментирует священник
- 18-01-2016, 17:58
- Україна / Релігія
- опублікував Тетяна Стеценко
- 0
- 1409
Протоиерей Сергий Навалихин — настоятель храма во имя блаженной Ксении Петербургской в Виннице. Именно возле этого храма ежегодно в областном центре проходят массовые купания в проруби на праздник Крещения.
Окунаться в прорубь — это личное решение человека, или для этого есть церковное предписание? «Смываются» ли грехи при погружении в ледяную воду? Оскверняем ли мы собой «водное естество», которое «днесь освящается»? Для orthodoxy.org.ua ккомментирует священник.
– Отче, призываете ли вы своих прихожан и, вообще, горожан окунаться в прорубь на Крещение?
– Конечно, никаких призывов быть не может, человек сам решает. Тем более, с моей стороны, как настоятеля, нет такого благословения, как «окунаться всем». А если и советую, то только своим друзьям, знакомым.
А вообще, купание – это не обязанность, это традиция. Не стоит выискивать, додумывать или приписывать ей религиозный смысл.
– Как по-Вашему, существуют ли противопоказания к окунанию на Крещение?
– Как говорится, «по вере вашей да будет вам»... У нас зачастую боятся, что заболеют. Но еще не было случая, когда после купания в крещенской воде кто-то заболел.
– Если человек все же заболел после окунания, свидетельствует это о его какой-то «сугубой» греховности? Вообще, о чем это говорит?
– Это, скорее всего, говорит о том, что у человека уже была какая-то болезнь на начальной стадии. Ледяная вода послужила стрессом для организма, вот болячка и вылезла наружу.
– Не стоит связывать самочувствие во время купания и после него с какими-то духовными вещами?
– Думаю, нет. Как я уже сказал, крещенское купание ни к чему не обязывает, это просто традиция.
– Насколько такая традиция является благочестивой? Мы сначала освящаем воду, а потом заходим в нее — получается, купаемся в святой воде. Не является ли это пренебрежением к святыне?
– Погружаясь в прорубь на Крещение, ни в коем случае мы святыню собой не оскверняем. Водное естесство омывает и освящает человеческое естесство — что здесь скверного?
Другое дело, что, входя в крещенскую воду, не стоит думать, что мы смываем с себя «грязь духовную». Духовная «грязь» — наши грехи и страсти — смывается только посредством таинства покаяния — исповеди.
– К «иордани» возле вашего храма приходят окунуться на праздник и совсем далекие от веры и Церкви люди. Как вы к этому относитесь?
– Заметьте, приходят искупаться именно на Крещение — не на Новый год, не на 8 марта... Значит, есть понимание особенности этого дня, значит, присутствует какая-то искорка веры, религиозности.
И я думаю, благодатью Божьей, эта искорка может разгореться в большое пламя...