Александра Максимовна Шулежко
- 6-02-2016, 14:40
- Wiki / Люди
- опублікував Сергій Корнелюк
- 0
- 2773
О том, что эта женщина – праведница мира мир узнали незадолго до ее смерти. Большую и трагическую жизнь прожила черкасщанка Александра Максимовна Шулежко, прежде чем многим ее землякам стали известны подробности ее подвига. Были в ее жизни и работа медсестрой, и репрессии мужа, православного священника, и тяжелая жизнь с двумя маленькими детьми во время оккупации Черкасс немцами… Именно тогда Александре Максимовне удалось открыть в городе приют, и спасти от смерти и голода более сотни сирот.
До войны Александра Шулежко работала воспитательницей в детском саду. Эта работа досталась ей с трудом, ведь с 1937 года она была женой врага народа — ее мужа, православного священника, репрессировали и выслали в сталинские лагеря. Три года она перебивалась случайными заработками и только накануне войны смогла найти постоянное место воспитательницы в детсаду. О том, какой замечательной воспитательницей была эта женщина, свидетельствует экспонат областного краеведческого музея. Он, кстати совсем недавно появился здесь. Хорошо сохранившуюся фотографию 1940 года принесла в музей бывшая воспитанница Александры Шулежко — черкасщанка Светлана Петровна Иванец. На пожелтевшем довоенном фото детишки в саду со своей воспитательницей.
— Это фото – очень много говорит нам об Александре Максимовне, каким человеком и педагогом она была, - рассказала нам старший научный сотрудник музея Марина Бугеря. — Самой воспитаннице Александры Максимовны на фото 4 года. Она родилась в 1936-м на Кировоградщине, через год семья переехала в Черкассы, девочка стала жить с бабушкой по матери, которая умерла в 1937-м после рождения второго ребенка. Бабушка девочки жила в доме около нінешнего Дворца бракосочетаний и свою внучку отдала в детсад, который находился по улице Смелянской. На фото запечатлен один из дней в детсаду. Но самое интересное – это надпись на обороте, сделанная рукой Александры Максимовны Шулежко: «Милая Светланочка! Расти здоровой счастливой девочкой. Когда ты вырастешь, на этой карточке узнаешь всех деток. Вспомнишь тогда и свою воспитательницу Александру Максимовну, которая тебя крепко, крепко любила. Любящая тебя Александра Максимовна. 3 сентября, 1940г., Черкассы, детсад».
Конечно, ни взрослые, ни дети тогда не могли и предположить, что всего лишь через год Черкассы будут оккупированы фашистами. С приходом немцев садик расформировали. Однако Александра Шулежко смогла убедить немцев, что в городе нужен приют для бездомных детей. Когда власти разрешили устроить такой приют, то для него было выделено помещение бывшего садика. В нем частично сохранилось и имущество – кровати и постели для детей, посуда. Количество воспитанников очень быстро росло. Первых директор детдома привела буквально с улицы — кто-то сидел и замерзал возле умершей матери, кого-то жители, узнав о работе приюта, приводили туда. Очень скоро здесь уже было семьдесят ребят. Примерно 25 из них были евреями, что вообще было для Александры Максимовны огромным риском — черкасщане хорошо знали одно из правил немецкой власти: «за сокрытие жидов и партизан – расстрел», и полицаи постоянно пытались выяснить, не прячет ли директор детдома евреев. Дети попадали в приют разными путями, всем им посчастливилось остаться в живых после массового убийства евреев в конце 1941 – начале 1942 годов. Александра Шулежко принимала всех, евреев же записывала украинцами, греками, армянами.
Известно, что среди воспитанников были тогда 11-летний Эрлен Барановский, попавший в приют после гибели своей бабушки, и 4-летний Володя Пинкусович, которого Шулежко взяла прямо на территории местной тюрьмы: он и его родители скрывались под русскими именами, но были узнаны и выданы полиции. Известны имена и других еврейских сирот: Лена Бурковская, Володя Крам, Аркадий и Володя Чижик, Костя Надточий. Чтобы оградить детей и сотрудников от допросов в полиции, Александра Шулежко крестила еврейских детей в Троицкой церкви. Это было сделать публично – чтобы в полиции знали: все дети в приюте православные. И это сработало — дети были спасены, в то время как жителей города расстреливали…
Среди тех, кто поддерживал отношения с Александрой Шулежко до самой ее смерти в 1994 году, были Эрлен Барановский и Владимир Пинкусович. О подвижническом спасении детей Александрой Максимовной в оккупации стало известно в Израиле. 11 июня 1996 года Александра Шулежко была удостоєна звания Праведник народов мира.