Головна > Черкаси та область / Стиль життя > Let it Beatles: Черкассы отметят 75-летие Джона Леннона

Let it Beatles: Черкассы отметят 75-летие Джона Леннона


7-10-2015, 11:06. Розмістив: Марина Одинцова

посол музея «Битлз» в Ливерпуле черкасщанин Сергей Радченко

Так повелось, что 9 октября, день рождения Джона Леннона – открывает двухмесячник памяти группы «Битлз» во всем миру. На концертах снова и снова звучит музыка знаменитой ливерпульской четверки, а в самом городе их детства, как в других городах и странах, открывают свои праздничные экспозиции музеи «Битлз». В этом году Леннону исполнилось бы 75. И Черкассы не могут остаться в стороне.

Вечер, посвященный знаменитой группе, пройдет в Художественном музее. А проведет его ни много ни мало – посол музея «Битлз» в Ливерпуле черкасщанин Сергей Радченко. В этом году он получил официальное письмо о том, что теперь, в числе 25 послов из различных стран мира, представляет данный музей в Украине.

Благодаря Сергею – энтузиасту, поклоннику группы, собирателю ценных раритетов той прекрасной эпохи, когда молодежь учила английский по песням популярных ливерпульцев, - теперь ни один битловский юбилей в Черкассах не проходит незаметно. Впервые большой концерт, посвященный этой группе, прошел у нас в 2009-м. А в октябре 2010-го, ровно пять лет назад, 70-летие Джона Леннона черкасские поклонники отметили большим концертом в областной филармонии, где «фирменные» мелодии группы наши музыканты исполняли в самых невероятных инструментальных составах. С тех пор, по словам Сергея, последовала цепочка феерических событий с участием черкасщан в движении, которое можно было бы символически назвать «мы любим Битлз». О том, как любили и любят эту группу в Черкассах, Сергей Радченко неоднократно рассказывал и на Западе.

— Мы делали такую выставку - Back from the USSR, она о том, как мы увлекались «Битлз» за железным занавесом, - рассказывает он. - В 2011-м выставка сначала была показана в Гамбурге. Там ее увидели коллеги из Ливерпуля и были очень удивлены нашими интересными экспонатами. Пригласили нас показать выставку в Ливерпуле.

— Что же их удивило?

— Оказывается, то, как мы любили битлов на пике их популярности, совершенно неизвестно жителям Европы и Америки. Они даже представления не имеют, что значило для нас увлекаться тогда этой музыкой. У них было все доступно. Можно было пойти в магазин, купить пластинку, журналы, послушать радио, сходить, наконец, на концерт. А что было у нас? Только короткие волны заграничных радиостанций. Их поразили наши так называемые «пластинки на костях» – самодельные записи музыки «Битлз» на рентгеновских пленках. И так же — от руки переписанные песни «Битлз», подшитые в самодельную тетрадь-книгу. Это могли сделать только у нас, потому что там можно было просто купить книгу с этими текстами. Как-то в Ливерпуле я встретился с Хантером Девисом – официальным биографом «Битлз», который выпустил их первую биографию. Он приезжал в СССР в 1987 году и был потрясен, когда ему показали рукописный перевод его книги. Нигде, ни в какой другой стране этого бы не сделали. Объемная, высокооплачиваемая работа была сделана у нас кем-то бесплатно, просто из любви к музыке. В таком проявлении на западе «битломания» была неизвестна.

— Что еще из Вашей коллекции заинтересовало музейщиков Ливерпуля?

— Им было интересно увидеть пластинки - голубые гибкие, на конвертах которых было написано название песни, авторы — Леннон и Маккартни, но отсутствовало название группы. Его у нас сознательно не упоминали. Их песни у нас пели известные исполнители – Ободзинский, Аида Ведищева, группы «Веселые ребята» и «Орера». Но названия песен часто были изменены. Таким путем обходилась цензура. И я понял, почему «Битлз» у нас были полузапрещены, когда познакомился с первыми публикациями о группе, выходившими в СССР. Из них стало ясно – идеологический аппарат, который «давал добро» на популяризацию того или другого явления в стране, отреагировал не на музыку «Битлз», а именно на битломанию. Она была воспринята как явление буржуазной культуры, капиталистического общества. Хотя точно также негативно на битломанию отреагировали и на Западе. Она и там ни у кого не взывала восторга. Но именно из-за нее на «Битлз» в СССР была поставлена печать: это не наше искусство. И потребовалось очень много лет, чтобы эту печать смыть…

— И как связаны сейчас Черкассы и Ливерпуль?

— Наша выставка там состоялась в 2011 году. Потом они меня еще несколько раз приглашали на разные мероприятия, которые проводились в музее и я, как правило, всегда оказывался приезжим из самой далекой страны. Поэтому ко мне было особое отношение, и на таких встречах мне уделяли время и мэр Ливерпуля, и другие люди, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю «Битлз». Я оказался первым человеком постсоветского пространства, который общался со свидетелями первых шагов «Битлз». Горжусь дружескими отношениями с участниками первой школьной группы Леннона – «The Quarrymen». Кстати, одного из них – его школьного одногодку, товарища Леннона - Рода Девиса - мы приглашали в ноябре 2013 в Киев, как раз на один из наших концертов. По совпадению, в Киеве он жил в гостинице «Украина» на Майдане, и 21 ноября, вернувшись после одного из мероприятий, мы вышли из метро и увидели небольшую группу людей — это было начало Майдана. Из гостиницы уезжали 22 ноября, Майдан уже был наполовину заполнен, а потом, когда события приняли известный оборот, мне часто звонили и сами кворримены, и другие ливерпульцы…

— Как Вы сейчас, спустя многие годы после юношеского увлечения, оцениваете эффект «Битлз»?

— Сейчас «Битлз» для меня – не просто музыка. Я отношусь к этому явлению как к крупнейшему социально-культурному феномену второй половины ХХ века, который жив и сейчас. Наследие «Битлз» вышло далеко за рамки шоу-бизнеса. Их творчество – не просто сочинительство популярных песен. Их влияние на культуру, на мировоззрение нескольких поколений - несомненно. И этот феномен тесно переплетается со многими социально-экономическими процессами в разных обществах. Поэтому они для меня стали какой-то своеобразной загадкой, которую я пытаюсь разгадать, зная, что это невозможно. Феномену «Битлз» есть тысяча объяснений. Но ни одного не дает ответа — почему это случилось с этими ребятами? «Битлз» создали своего рода Вселенную, которая подчиняется законам астрофизики — она расширяется, проникает в новые сектора времени и пространства. На концертах за рубежом наблюдать четыре поколения одной семьи – кому-то 70-90 лет, другим - 40-50, есть так же 20-30-летние и подтягиваются их дети – 5-10 лет. У нас можно видеть только три поколения «битломанов». Потому что к нам эта музыка пришла на 10 лет позже. Но все равно такой возрастной охват публики не может не удивлять. И конечно, во всей истории «Битлз» Джон Леннон занимает особое место. Не только как парень, который создал группу, сыграл роль лидера. Но тем, что он один из всей четверки в своем творчестве занял очень активную социальную позицию. До сих пор концерты, посвященные ему, проходят под лозунгом «Give Peace a Chance», дай миру шанс. Это его политическое завещание, достигающее планетарного уровня гуманизма.

— Что ожидается в Черкассах?

— Планируем 10 октября провести в нашем Художественном музее небольшой вечер памяти Леннона, где я расскажу о Ливерпуле, Гамбурге, о его первых годах жизни, первых шагах «Битлз». 7 октября будет вечер памяти Леннона и мое выступление перед студентами музучилища, которые сейчас разучивают композиции, основанные на музыке «Битлз». Ждем на эти вечера всех поклонников группы самых разных возрастов.

Интересные факты о юном Ленноне

9 октября, день рождения Джона Леннона

9 октября 1940 года в Ливерпуле, где родился Леннон, взрывались бомбы: город находился под обстрелом немецкой авиации. Поэтому видишь особый смысл в том, что именно он написал ставшие хитами «Imagine» и «Give Peace a Chance». С каждым днем - они все актуальнее.

Джон был единственным ребенком у своих родителей, Джулии и Альфреда – в скором времени после его рождения они развелись. Однако мама сыграла большую роль в том, что Джон заиграл. Его тетя Мими купила Джону старую гитару, а мать помогала освоить самые простые аккорды, а когда к ней приходила вся их первая мальчиковая группа, ставила ребятам свои пластинки и музыкально просвещала будущих звезд.

Мать нашла нового мужа, когда Джону было четыре, а сына отдала на попечение тети Мими. Тетя была очень строгой, плохо относилась к увлечению ребенка игрой на гитаре. Однажды Мими проворчала: «Гитара, конечно, хорошо, но ты не сможешь заработать ею на пропитание». Эти слова Джон запомнил на всю жизнь – когда он стал известным и богатым, он купил Мими особняк на берегу моря, в котором красовалась мраморная доска с теми самыми словами.

С детства Джон отличался редким ехидством и острым умом, ненавидел однообразие. По этой причине мальчик, необычайно одаренный, скатился в группу самых плохих учеников. В возрасте 12 лет Джона перевели в школу Куоррибенк, но и здесь Джон не достиг успехов, зато постоянно хулиганил и рисовал шаржи на учителей.

Однажды, услышав по радио песню Элвиса Пресли «Heartbreak Hotel», Джон решил заниматься игрой на гитаре. Новое увлечение захлестнуло Джона с головой, он создает коллектив Quarrymen, в состав которого вошли его друзья детства. Поскольку музыка отнимала все время, Джон не смог сдать экзамены, чтобы получить аттестат. Директор школы дал ему рекомендацию, позволившую продолжить обучение в художественном колледже Ливерпуля. Именно в колледже Леннон познакомился с Синтией Пауэлл, которая позже стала его женой.

6 июля 1957 года, когда на выступление Quarrymen пришел Пол Маккартни с гитарой, можно считать отправной точкой в истории «The Beatles».

Елена Буевич, газета «Акцент»


Повернутися назад